«Ухтыш»

«Ухтыш»

 

«Узола»

«Узола»

Продукция Завода вездеходных машин позволяет не заботиться о наличии дорог.

Для свободного перемещения в условиях абсолютного бездорожья создано немало специальных транспортных средств, благо предпосылок к тому достаточно. Но продукция Завода вездеходных машин по своему уникальна — гусеничные вездеходы особо легкого класса в России больше никто не выпускает. Проникшись гордостью за земляков, рассказываем про завод и его продукцию.

ООО «Завод вездеходных машин» (ООО «ЗВМ») является производителем гусеничных и колесных снегоболотоходов, разработкой которых занимается НИИ транспортных машин и транспортно-технологических комплексов (НИИ ТМ ТТК).

Основой для создания известных по всей стране предприятий послужила лаборатория вездеходных машин НГТУ. С 1962 года лаборатория занимается разработкой вездеходов и различных узлов и агрегатов для техники, в том числе военной. Серьезно? Вполне!

Модельный ряд завода составляют два гусеничных снегоболотохода особо легкого класса — «Ухтыш» и «Узола» и один колесный снегоболотоход — «Кержак» на шинах низкого давления. Каждая из базовых моделей вездеходов имеет несколько модификаций, различающихся исполнением грузопассажирского салона, моделью двигателя и дополнительным и технологическим оборудованием.

Существует еще ряд разработок, ждущих внедрения и испытаний, но сотрудники предприятия пока карт не раскрывают: «Приятнее показать готовый продукт...»

Большая часть работ по изготовлению деталей машин и сборка вездеходов выполняются на собственных опытно-инструментальном и сборочном участках. Вездеходы максимально унифицированы с серийно производимой техникой. Серийные компоненты дешевле, да и с точки зрения ремонтопригодности более выгодны. Те работы, что «не под силу», размещаются на предприятиях Нижнего Новгорода и всей европейской части России.

Заказчики же, напротив, находятся преимущественно на севере и востоке. Это нефтяники, газовики, геологи, охотники — вынужденные «любители» болот, сугробов и прочего непролазного бездорожья. В последнее время вездеходами заинтересовались энергетики и связисты. До мест прокладки ЛЭП и линий связи тоже сложно добраться!

Раньше люди ездили «на танках», не считаясь с расходом топлива и экологией. В наше время приходится считать деньги — вот основная причина устойчивого спроса на продукцию ООО «ЗВМ». Впрочем, объем выпуска 5—10 машин в месяц крупным не назовешь. Такие транспортные средства массовыми быть не могут, но на данный момент предприятие обеспечено заказами до конца года.

Завод вездеходных машин — это прекрасная материально-техническая база для подготовки будущих специалистов. Неслучайно большая часть работников — это бывшие выпускники автомобильного факультета НГТУ.

«Ухтыш»

Гусеничный плавающий снегоболотоход ЗВМ-2410 «Ухтыш» выполнен на базе оригинального гусеничного шасси и имеет двухобъемный кузов капотной компоновки с грузопассажирским салоном, унифицированным с автомобилями УАЗ-31512, -31514. Вездеход «Ухтыш» предназначен в основном для перевозки людей, а также небольшого багажа по всем типам слабонесущих грунтов, болотистой местности, снежной целине и на плаву. Салон позволяет с комфортом разместить пять пассажиров (включая водителя) и груз массой до 50 кг. При необходимости задние сиденья вездехода трансформируются, образуя дополнительный объем багажного отделения. Отличительной чертой данной модели являются минимальные габаритные размеры, обеспечивающие не только наилучшую маневренность и обзор с места водителя, но и удобство при транспортировке.

В базовой комплектации вездеход «Ухтыш» оснащен водооткачивающим насосом, кронштейном под лебедку, металлической крышей с люком.

«Узола»

Гусеничный плавающий снегоболотоход ЗВМ-2411 «Узола» выполнен на идентичной «Ухтышу» «тележке» и имеет однообъемный кузов с грузопассажирским салоном, унифицированным с автомобилями УАЗ-39094, -2206 и их модификациями.

В зависимости от типа кузова вездеход «Узола» имеет три модификации:

  • ЗВМ 2411Г — с двухместной кабиной и грузовой платформой;
  • ЗВМ 2411ГП — с пятиместной кабиной и грузовой платформой;
  • ЗВМ 2411П — с цельнометаллическим однообъемным кузовом вагонной компоновки и грузопассажирским салоном общим числом мест от 2 до 7 и общей грузоподъемностью 550 кг.

Грузовая платформа вездехода дает возможность размещения различного технологического оборудования по желанию заказчика с возможностью его подключения к валу отбора мощности в раздаточной коробке.

В качестве силового агрегата предлагаются два двигателя: дизельный ЗМЗ-514 мощностью 110 л. с. и бензиновый ЗМЗ-409 мощностью 150 л. с.

Технические характеристики вездеходов «Ухтыш» и «Узола»

  «Ухтыш» «Узола»
Длина/ширина/высота по багажнику, мм 4195/2055/2050 4195/2055/2155
Полная масса/масса снаряженной машины, кг 3200/2700 3250/2700
Количество мест, включая водителя 5 5—7
База/колея/клиренс, мм 2500/1655/400
Мощность двигателя, л. с.:
бензинового УМЗ-4218-10/ЗМЗ-409-10 84/150
дизельного ЗМЗ-514 110
Сцепление Однодисковое, сухого трения, с гидроприводом
Коробка передач Механическая, 4-ступенчатая
Дополнительная коробка передач Механическая, 2-ступенчатая
Механизм поворота Бортовой фрикцион сухого трения, многодисковый, с остановочным ленточным тормозом
Привод управления бортовыми фрикционами и остановочными тормозами Пневматический
Ведущие колеса Заднего расположения, со сменными венцами
Среднее давление на грунт с полной нагрузкой, кПа (кгс/кв. см) 16 (0,16)
Максимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием (двигатель ЗМЗ-409), км/ч 60
Скорость движения на плаву, км/ч 4—5
Емкость бензобаков, л 2х65

Александр СОРОКИН
Фото ООО «ЗВМ»