UZOLA
caterpillar snow and swamp vehicle
UNZHA
two-link caterpillar snow and swamp vehicle
UKHTYSH
caterpillar snow and swamp vehicle discontinued
VEYA
wheeled snow and swamp vehicle
SIVER
wheeled snow and swamp vehicle
ALL-TERRAIN VEHICLES
with rotary screw propeller TPP with RVD (screw drives)

19 August 2019

Wow. Wow!

AutoREVIEW  No. 7 (2005)

Text: Konstantin SOROKIN
Photo by the author

statya1-1.jpg

UAZ on tracks? Wow! In fact, Ukhtysh is a river in the Nizhny Novgorod region. And a snow and swamp-going vehicle with the same name was built in Nizhny Novgorod itself, at the All-Terrain Vehicles Plant.

Specialists from the Nizhny Novgorod Technical University and the Research Institute of Transport and Technological Engineering - companies with names and traditions - took part in the creation of this machine. And it’s no good to forget about the Ulyanovsk residents - His Majesty Kozel forms the basis of the visual image of the Nizhny Novgorod snow and swamp-going vehicle. In general, the “tracked UAZ” is that rare case when the symbiosis of the “base” and “superstructure” does not hurt the eyes and does not cause contradictions: Wow, it turned out to be funny!

statya1-2 (1).jpg

The body of the Ulyanovsk SUV, cut along the fracture line of the doorways, is installed on a sealed steel body, which houses the transmission units and chassis elements. Each side of the machine carries two sprockets (front idler and rear drive wheel), six road wheels with torsion bar suspension and three support rollers. Ukhtysh tracks are composed of rubber-metal belts, the links of which are connected to each other by special hinges. The pin-joint connecting the tracks does not prevent the belt from working in the caterpillar contour and freely “winding” around the sprockets, but it prevents the reverse deflection of the caterpillar - the point impact from the supporting surface is thus perceived not by a specific link, but by a section of the caterpillar track. As a result, the so-called “board effect” occurs, which reduces the specific pressure on the ground and allows the machine to move more confidently on weak-bearing surfaces: sand, snow and swamp. Special extenders - rectangular rubber fingers protruding from each track - also help to distribute the weight of the all-terrain vehicle evenly over the entire contact patch. When moving through swampy places, additional “fingering” allows you to cling to the ground more confidently, and when afloat, the rubber “fingers” turn into oars.

statya1-3.jpg

In terms of the forces on the levers, Ukhtysh's steering wheel is comparable to a computer joystick - you can control the car with two fingers

Да-да, Ухтыш плавает! Пока, правда, по-собачьи, но все шансы стать настоящей амфибией у машины есть: разработчики всерьез озадачились установкой дополнительного водометного движителя, тем более что противопоказаний нет — гусеничный Козел был изначально рассчитан на обитание в двух стихиях. Кстати, именно обеспечением надлежащей «мореходности» продиктованы и некоторые, на первый взгляд, парадоксальные конструктивные решения. Нижняя секция заднего борта Ухтыша, к примеру, заварена наглухо (на УАЗе она открывается), что создает некоторые проблемы с погрузкой багажа. Но при сходе на плав и выходе из воды на берег герметичный борт не позволит черпнуть кормой. Высоко задранные горловины бензобаков и усеченные «амбразуры» дверных проемов тоже неудобны, но это, опять же, издержки водоплавающей конструкции. Единственный непростительный "ляп" — расположение трубы глушителя: когда забираешься на место переднего пассажира, за нее так и хочется схватиться рукой. А нельзя...

statya1-4.jpg

Когда забираешься на место переднего пассажира, правой рукой так и норовишь ухватиться за раскаленную трубу глушителя

Что внутри? Да обыкновенный, милый сердцу уазик! Привыкать придется лишь к "рогатому" штурвалу, установленному вместо привычной баранки, и отсутствию педали тормоза, функции которой возложены на поворотные рычаги. Сама рулевая колонка сделана в виде Т-образной консоли, а короткие "рожки" управления бортовыми фрикционами при поворотах нужно тянуть на себя. Схема удобная, но с точки зрения эргономики консоль следовало бы сделать покороче — так будет меньше нагрузка на мышцы предплечья. В остальном же рабочее место водителя, да и интерьер в целом, вполне отвечают идеологии машины. Мягкие кресла, большие оконные проемы со сдвижными форточками, приличная обзорность... Важно и то, что, перекочевав на гусеничный вездеход, салон ульяновского "козлика" не утратил способности к трансформации — внутри можно быстро организовать два удобных спальных места. А как здесь тепло! Благодаря мощнейшей уазовской "печке" салон прогревается моментально, а водоизмещающая полость корпуса, через которую продувается горячий воздух из моторного отсека, служит таким мощным источником "подпольного" тепла, что зимой в машине можно спокойно сидеть в футболке и домашних тапочках. Мало места в багажнике? Если рассуждать с позиции геологов, нефтяников и участников экстремальных экспедиций, то это действительно так. Однако Ухтыш — это не технологический транспортер и не перевозчик промышленных грузов. Взять на борт снаряжение и провизию, необходимые для недельной "автономки" четырех-пяти охотников, он в состоянии, а если багаж не обременяет, то в салоне могут разместиться даже семь человек. Словом, Ухтыш представляет собой сугубо "гражданский" снегоболотоход особо легкого класса с соответствующей энерговооруженностью.

statya1-5.jpg statya1-6.jpg statya1-7.jpg

Under the hood there is a UMZ-4218-10 carburetor engine (such engines are installed on classic “goats” and “loaves”), working with a four-speed gearbox and a transfer case made in Ulyanovsk. Let’s make a reservation that the word “transfer case” in this case should not be taken literally, since in the Ukhtysh transmission this unit does not distribute anything, but serves as a range-multiplier - an additional two-stage gearbox. From it, the torque comes to the main gear with clutches and band brakes (Nizhny Novgorod residents use a modernized unit from the GAZ-71 tracked transporter), and then is distributed by drive shafts to the final drives and drive sprockets.

statya1-8.jpg

Track tensioners are located in front under the bottom of the machine

Mechanical losses in the transmission of a tracked vehicle are very high, so the archaic Ulyanovsk engine has a hard time. However, it confidently moves two and a half tons of hardware off-road, and even evokes praise at the moment of gear shifting. The fact is that due to the high resistance to movement and the significant braking torque from the transmission, a tracked vehicle running off-road stops even with a short-term loss of power (at the moment the clutch is pressed, this is inevitable). You have to shift “up” very quickly, slightly “scorching” the clutch and relying on the traction characteristics of the engine. The Ulyanovsk engine can handle such loads. The only thing he stubbornly refuses to do is develop momentum. It would spin better, it would give the opportunity to gain momentum in a critical situation, and lo and behold, “you’d be able to jump onto the slopes the first time!”

statya1-9.jpg statya1-10.jpg
Compressed air for the control system is produced by a compressor from a PAZ bus.
Dispensing valves - from an armored personnel carrier

Ukhtysh turns like a classic tracked conveyor - by braking the sides. By releasing the clutch using the steering wheel lever and tightening the band brake, the driver forces one of the tracks to run forward and turn the car around. The highlight of the design is that pneumatics are used to drive the turning mechanism. On the right side of the engine there is a mechanical compressor from a PAZ bus, which pumps air into the receiver and ensures the operation of the actuators. When one of the “horns of the steering wheel” is acted upon, the transfer valve opens, which “transfers pressure to the corresponding line: the clutch opens, the brake is tightened - and the turning mechanism executes the command. You feel the advantages of pneumatics at the very first maneuver: the forces on the handles are so small that you can literally control the machine with two fingers - this is a huge plus for a tracked conveyor.

statya1-11.jpg

Недостатки пневморуля "вылезают" позже, когда, отмотав пару километров по редколесью, понимаешь, что не управляешь машиной, а подстраиваешься под ее поведение. Виной тому — недостаток следящего действия в пневмоприводе и полное отсутствие обратной связи. Алгоритм, по которому пневматика Ухтыша "прикусывает" гусеницы, напоминает компьютерную программу, работающую по жестким логическим условиям "да/нет": чуть коснулся рукоятки — и тормоз звериной хваткой впивается в барабан, намертво зажимая борт. Вездеход тут же закручивается вокруг вертикальной оси, причем рассчитать угол поворота невозможно — его приходится угадывать. Не довернул — дергай рычаг второй раз, перестарался — зажимай противоположный борт и вновь надейся на удачу. Свести к минимуму работу упрямым штурвалом и избавить себя от утомительных подруливаний можно только в том случае, если научишься заглядывать на полманевра вперед и разбивать дуги поворотов на ломаные линии. Выражаясь раллийным языком, дергать за рычаг нужно строго в "апексе, сразу же ставить машину "носом" на створ следующего поворота и двигаться к нему прямо, не трогая рычаги — в противном случае езда превращается в шараханья из стороны в сторону. Проблемы управляемости своего детища нижегородцы знают и уже в самое ближайшее время обещают наделить пневмопривод руля адекватным следящим действием. Моменты размыкания бортового фрикциона и подтормаживания гусеницы будут разнесены во времени, а сам тормоз научится работать плавно, без мгновенных "закусываний", чтобы в пологих поворотах машина могла "исполнять циркуляцию" по дуге большого радиуса.

statya1-12.jpg

Г-образный кронштейн выполняет роль ледоруба, скалывая наледь с колеса-ленивца

Удивило, что в снегу Ухтыш оставляет после себя довольно глубокую колею и рано выбирает 400 мм дорожного просвета. Если заявленное производителем удельное давление на грунт (0,125 кгс/см2) соответствует действительности, то по целине машина должна передвигаться увереннее. Впрочем, это лишь первые впечатления: для корректных выводов нужны сравнительные испытания с другими вездеходами, оснащенными резинометалическими гусеницами с односторонней жесткостью. Да и снег снегу рознь — успех передвижения по целине зависит от целого ряда факторов. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что нынешние гусеницы Ухтыша в некотором роде являются компромиссом. С одной стороны, они "экологичные и асфальтоходные (плоское полотно не срывает верхний слой почвы и не разрушает покрытие дорог общего пользования), с другой — "беззубые. Отсутствие грунтозацепов не позволяет машине уверенно цепляться за опорную поверхность на подъемах, при выходе из воды на берег и штурме крутых уступов. Конечно же, универсального движителя, одинаково хорошо работающего в различных условиях бездорожья, не существует в принципе. Однако создателям Ухтыша стоит поэкспериментировать. Быть может, для более уверенного передвижения по глубокому снегу резинометаллическую ленту стоит сделать чуть шире?

А вот ходовая часть нижегородской машины — пример грамотного инженерного расчета и продуманной конструкции. Казалось бы, торсионная подвеска, короткая база, высокий кузов, гусеницы — сейчас как начнет вытрясать душу... Ничего подобного! На дорожных и внедорожных неровностях Ухтыш демонстрирует очень приличную плавность хода, не вынуждая седоков хвататься за спасительные рукоятки и поручни. Очень комфортное шасси! Благодаря энергоемкой подвеске и отсутствию эффекта "ваньки-встаньки" машина не пугает сильными кренами и, главное, позволяет чувствовать рельеф — при движении по тяжелому бездорожью это качество подчас является определяющим.

statya1-13.jpg

Цена в 800 тысяч рублей за Ухтыш в базовой комплектации, представьте себе, не отпугивает — гусеничная техника стоит дорого. А вот отечественная агрегатная база и минимум экзотических узлов в данном случае скорее плюс: это значит, что в придачу к вездеходу не придется "покупать" квалифицированного механика и месяцами ждать доставки дефицитной "железяки" — для жителей отдаленных районов это немаловажно. Что же касается "детских болезней", то для их лечения у нижегородцев есть все интеллектуальные ресурсы. Финансовые, будем надеяться, тоже найдутся.

Технические характеристики (данные производителя)*
Длина, мм 3950
Ширина, мм 2050
Высота, мм 2045
База, мм 2500
Колея, мм 1655
Дорожный просвет, мм 400
Снаряженная масса, кг 2300
Полная масса, кг 2800
Двигатель УМЗ-4218-10
Коробка передач механическая, 4-ступенчатая
Дополнительная коробка передач механическая, двухступенчатая
Механизм поворота dry friction clutch with band brake and pneumatic drive
Suspension independent torsion bar, with shock absorbers for front and rear balancers
Track width with extender, mm 400
Maximum speed, km/h
on hard surface 70
afloat 4–5

Source:  www.autoreview.ru

Contact us