UZOLA
caterpillar snow and swamp vehicle
UNZHA
two-link caterpillar snow and swamp vehicle
UKHTYSH
caterpillar snow and swamp vehicle discontinued
VEYA
wheeled snow and swamp vehicle
SIVER
wheeled snow and swamp vehicle
ALL-TERRAIN VEHICLES
with rotary screw propeller TPP with RVD (screw drives)

19 August 2019

Tracked all-terrain vehicles "Ukhtysh" and "Uzola"

4x4 Club Magazine , February 15, 2007  

Author: Evgenia LYUBIMOVA 

Photo: Victoria ILYINSKAYA

“What can these Russians come up with so as not to build good roads...” Nizhny Novgorod residents, for example, created light tracked all-terrain vehicles “Ukhtysh” and “Uzola”.

When off-road, the coefficient of specific ground pressure is everything. This is understandable even to poor students who are familiar with physics at the level of apples falling on their heads. You can try to put bigger wheels on an SUV and reduce the weight of the car, but you can’t jump over your head. And it is impossible to achieve a specific ground pressure of 12.5 kPa, shown by the Ukhtysh, in wheeled vehicles (with the exception of all-terrain vehicles with pneumatics). True, there is an option to install tracked propulsion instead of wheels, but this is also a half-measure.

statya2-1.jpg

Instrument panel of the Ukhtysh: on the right is the pressure gauge of the pneumatic system, in the center is the toggle switch for the boat pumps

MILLIONAIRE WITHOUT LINES

The classic question that arises when looking at an extraordinary vehicle is: how much does it eat, how much does it run and how much does it cost? All modifications cost a little more than 1,000,000 rubles. Appetite depends on how to drive, where to drive and what engine is used on this vehicle. On average, for one hundred kilometers of off-road driving, about 28 liters of gasoline or slightly less diesel fuel goes down the drain. As for the “maximum speed”, it is very serious for tracked vehicles - 60 km/h. These are the main tactical and technical characteristics, so now we can move on to specifics.

statya2-2.jpg

Painted metal front panel "Uzoly" - a classic of domestic interior

This multi-purpose vehicle with asphalt tracks is produced at the All-Terrain Vehicles Plant located in Nizhny Novgorod. Most of the units in its design are taken from various models of the domestic automotive industry. For example, the UAZ power unit and part of the transmission, the Pazovsky pneumatic compressor, pneumatic cranes from tractors, etc. The first brainchild of the plant was the Ukhtysh model, in which numerous organizations in need of a light all-terrain vehicle showed interest. And they not only became interested, but also bought it. And to date, more than a dozen copies are used by oil workers, geologists, and power engineers.

ABOUT RUBBER BODIES

"Ухтышом" называется модификация с верхней частью УАЗ-469. А "Узолой" нарекли то же самое, но с "буханочным" верхом УАЗ-452. В основе конструкции лежит лодка, внутри которой располагаются силовой агрегат и трансмиссия. Лодка водоизолированная, но не герметичная. Поэтому перед заплывом надо включать откачивающие насосы и опускать с помощью тягового привода из салона пластину, стоящую перед радиатором. Скорость на воде составляет 4–5 км/ч за счет вращающихся гусениц, но в принципе можно подвесить любой лодочный мотор.

statya2-3.jpg

Салоны у моделей внутри практически не отличаются от уазовских, а количество мест зависит от модификации. Минимально два, максимально, у большой "Узолы", – восемь. Разумеется, от вместительности кузова зависит вес машины, но разница невелика. Снаряженная масса "Ухтыша" составляет 2700 кг, а "Узолы" – 2800 кг. В список дополнительного оборудования входят багажник, силовые бамперы, лебедка, автономный подогреватель, а также почти любой каприз за ваши деньги.

КОНСТРУКТОР

Главное и самое дорогое в вездеходе это гусеницы. Конструкция гусеницы с обратной жесткостью оригинальная. Основу составляет трак – металлическая пластина с "зубом", заключенная в резинокордовую оболочку. Внутри каждого трака запрессованы два резинометаллических шарнира (РМШ). Траки соединяются друг с другом с помощью железных пластинок, называемых цевками, надеваемых на пальцы РМШ. Ну а к цевкам в свою очередь крепятся эластичные резиновые уширители (именно уширители, а не расширители). По результатам эксплуатации и испытаний конструкция их креплений и форма изменялись. Сейчас применяется модифицированный вариант, и уширители не обламываются при контакте с камнями.

statya2-4.jpg

Заводская гарантия на гусеницы составляет 8000 км, но на практике их ресурс при эксплуатации на мягких грунтах заметно больше. Стоит каждая из них 130 тыс. руб. Для примера, на шведского "Лося" (двухзвенного вездехода BV-206) цена за каждую начинается со 160 тыс. руб., но надо не забывать, что их там четыре и они цельные, без разъемных звеньев.

statya2-5.jpg statya2-6.jpg

А ХОТИТЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ?

Про гусеницы есть один известный анекдот. "…А хотите по-настоящему?" – спросила фея у танкистов, чинящих гусеницу, после их нецензурного ответа на вопрос, что они делают. Конечно, хотим, сказали солдаты. И тогда у танка отвалилась башня... Но для вездеходов ЗВМ этот анекдот неактуален и манипуляции с гусеницами не очень сложны. Имея в запасе пару траков и цевок, можно починиться самостоятельно хоть в дебрях Амазонки. Как рассказал нам испытатель, однажды на крупной выставке во время показательного заезда на вершине снеговой кучи соскочила слабонатянутая гусеница. Однако шоу жадные для хлеба и зрелищ зрители не получили. На одной гусенице "Ухтыш" спустился вниз. А вернуть беглянку на место было делом техники, вполне доступным двоим людям, и заняло оно всего полчаса.

statya2-7.jpg

Да и во время наших покатушек довелось поближе познакомиться с конструкцией. Поскольку катались мы по первому снегу, механики забыли установить снегочист. Этим хитрым словом называется железный палец, заходящий в направляющую прорезь ведущей звездочки. В результате после катания по воде и жидкой грязи она забилась смерзшимся снегом с глиной, и гусеница вышла из зацепления. Ключа, которым ослабляется натяжитель, в машинах не оказалось, тем не менее водители шустренько надели гусеницу обратно с помощью деревянных брусков.

statya2-8.jpg

ПРОКАТИ НА ТРАКТОРЕ

В движении "танкетки" дарят забавные ощущения независимости от рельефа и типа грунта. Ехать в них комфортно. Ход мягкий, никакой тряски и близко не наблюдается. Разве что шумоизоляция практически отсутствует. В салоне тепло, а летом вентиляции способствует огромный откидной люк. На месте водителя ощущения необычные, поначалу напрягает отсутствие педали тормоза. Но она и не нужна – тянешь оба рычага на себя и задействуешь ленточные тормоза. А для поворота надо тянуть один из рычагов, расположенных на некотором подобии рулевой колонки. Фрикцион того борта, в сторону которого надо повернуть, отключается, и весь момент начинает идти на противоположный фрикцион. А вдобавок отстающий борт притормаживается еще и ленточным тормозом. Непривычным является и отсутствие инерции, наката. Переключать передачи надо быстро, не теряя хода. Но в целом управлять вездеходами просто и на привыкание требуется совсем немного времени. Кстати, "Ухтыш" и "Узола" сертифицированы как тракторы.

statya2-9.jpg

ОТ "УАЗА" ДО "НИССАНА"

Двигатели на "Узоле" и "Ухтыше" могут быть разные. Самые доступные моторы это бензиновые ЗМЗ-409-10 или УМЗ-4218-10. Но мощности и тяговой характеристики последнего маловато для заметно потяжелевшего "козлика". Так что на большинстве ныне выпускаемых экземпляров стоит дизель ЗМЗ-514, избавившийся от проблем с головкой блока, характерных для начала выпуска. Впрочем, технология допускает установку любого легкового мотора. К примеру, заказчики привозили свои двигатели в сборе с трансмиссией, и на настоящий момент несколько машин ездят с "ниссановским" турбодизелем RD28.

В стандарте коробка передач уазовская 4-ступенчатая, состыкованная с его же двухступенчатой раздаточной коробкой. Заводчане одно время ставили 5-сту-пенчатые арзамасские КП, но они зарекомендовали себя отвратительно. Корпус главной передачи от ГАЗ-71, а то, что с ним стыкуется, уже оригинальное. Привод осуществляется через заднюю звездочку, а спереди расположен "ленивец". Передачей момента через короткие карданные валы на бортовые редукторы заведуют многодисковые фрикционы сухого трения. Управление фрикционами пневматическое, и для диагностики системы на переднюю панель выведен манометр.

The production line of the all-terrain vehicle plant also includes the Kerzhak all-terrain vehicle: a body from a GAZelle, based on the gear axles of the MTZ-82 tractor with ultra-low pressure tires providing ground clearance of 700 mm.

IN COMPLETE INDEPENDENCE

The models have an independent torsion bar suspension. Ground clearance is 400 mm. Shock absorbers are used on the front and rear balancers. The track rollers - six on each side - are double and rubber-coated, and there are three support rollers on top.

statya2-10.jpg

Source:  4x4.media

Contact us