Статьи
Все Статьи19 августа 2019
Гусеничные вездеходы "Ухтыш" и "Узола"
Журнал «4x4 Club», 15 февраля 2007 г.
Автор: Евгения ЛЮБИМОВА
Фото: Виктория ИЛЬИНСКАЯ
"Чего только не придумают эти русские, чтобы не строить хорошие дороги..." Нижегородцы вот, к примеру, создали легкие гусеничные вездеходы "Ухтыш" и "Узола".
На бездорожье коэффициент удельного давления на грунт решает все. Это понятно даже двоечникам, знакомым с физикой на уровне яблок, падающих на голову. Можно пытаться ставить на внедорожник большие колеса, уменьшать вес машины, но выше головы не прыгнешь. И добиться удельного давления на грунт в 12.5 кПа, показываемого "Ухтышом", у колесной техники (за исключением вездеходов на "пневматиках") невозможно. Правда, есть вариант установки вместо колес гусеничных движителей, но и это полумера.
Приборная панель "Ухтыша": справа – манометр пневмосистемы, в центре – тумблер насосов лодки
МИЛЛИОНЕРЫ БЕЗ ОЧЕРЕДИ
Классический вопрос, возникающий при виде неординарного транспортного средства, звучит так: сколько он жрет, прет и стоит? Стоят все модификации немногим больше 1 000 000 руб. Аппетит зависит от того, как ехать, где ехать и какой мотор применен на данном экземпляре. В среднем на сто километров бездорожья в трубу вылетает около 28 литров бензина или немногим меньше солярки. А что касается "максималки", то она очень серьезная для гусеничной техники – 60 км/ч. Таковы основные тактико-технические характеристики, так что теперь можно перейти к конкретике.
Крашеный металл передней панели "Узолы" – классика отечественного интерьера
Это многоцелевое транспортное средство с асфальтоходными гусеницами выпускается на Заводе вездеходных машин, расположенном в Нижнем Новгороде. Большинство агрегатов в его конструкции взято от различных моделей отечественной автотракторной промышленности. Например, силовой агрегат и часть трансмиссии уазовская, пневмокомпрессор пазовский, пневмокраны от тракторов и т. п. Первым детищем завода была модель "Ухтыш", интерес к которой проявили многочисленные организации, нуждающиеся в легком вездеходе. Да и не только заинтересовались, но и купили. И к настоящему времени не один десяток экземпляров работает у нефтяников, геологов, энергетиков.
О РЕЗИНЕ КУЗОВОВ
"Ухтышом" называется модификация с верхней частью УАЗ-469. А "Узолой" нарекли то же самое, но с "буханочным" верхом УАЗ-452. В основе конструкции лежит лодка, внутри которой располагаются силовой агрегат и трансмиссия. Лодка водоизолированная, но не герметичная. Поэтому перед заплывом надо включать откачивающие насосы и опускать с помощью тягового привода из салона пластину, стоящую перед радиатором. Скорость на воде составляет 4–5 км/ч за счет вращающихся гусениц, но в принципе можно подвесить любой лодочный мотор.
Салоны у моделей внутри практически не отличаются от уазовских, а количество мест зависит от модификации. Минимально два, максимально, у большой "Узолы", – восемь. Разумеется, от вместительности кузова зависит вес машины, но разница невелика. Снаряженная масса "Ухтыша" составляет 2700 кг, а "Узолы" – 2800 кг. В список дополнительного оборудования входят багажник, силовые бамперы, лебедка, автономный подогреватель, а также почти любой каприз за ваши деньги.
КОНСТРУКТОР
Главное и самое дорогое в вездеходе это гусеницы. Конструкция гусеницы с обратной жесткостью оригинальная. Основу составляет трак – металлическая пластина с "зубом", заключенная в резинокордовую оболочку. Внутри каждого трака запрессованы два резинометаллических шарнира (РМШ). Траки соединяются друг с другом с помощью железных пластинок, называемых цевками, надеваемых на пальцы РМШ. Ну а к цевкам в свою очередь крепятся эластичные резиновые уширители (именно уширители, а не расширители). По результатам эксплуатации и испытаний конструкция их креплений и форма изменялись. Сейчас применяется модифицированный вариант, и уширители не обламываются при контакте с камнями.
Заводская гарантия на гусеницы составляет 8000 км, но на практике их ресурс при эксплуатации на мягких грунтах заметно больше. Стоит каждая из них 130 тыс. руб. Для примера, на шведского "Лося" (двухзвенного вездехода BV-206) цена за каждую начинается со 160 тыс. руб., но надо не забывать, что их там четыре и они цельные, без разъемных звеньев.
А ХОТИТЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ?
Про гусеницы есть один известный анекдот. "…А хотите по-настоящему?" – спросила фея у танкистов, чинящих гусеницу, после их нецензурного ответа на вопрос, что они делают. Конечно, хотим, сказали солдаты. И тогда у танка отвалилась башня... Но для вездеходов ЗВМ этот анекдот неактуален и манипуляции с гусеницами не очень сложны. Имея в запасе пару траков и цевок, можно починиться самостоятельно хоть в дебрях Амазонки. Как рассказал нам испытатель, однажды на крупной выставке во время показательного заезда на вершине снеговой кучи соскочила слабонатянутая гусеница. Однако шоу жадные для хлеба и зрелищ зрители не получили. На одной гусенице "Ухтыш" спустился вниз. А вернуть беглянку на место было делом техники, вполне доступным двоим людям, и заняло оно всего полчаса.
Да и во время наших покатушек довелось поближе познакомиться с конструкцией. Поскольку катались мы по первому снегу, механики забыли установить снегочист. Этим хитрым словом называется железный палец, заходящий в направляющую прорезь ведущей звездочки. В результате после катания по воде и жидкой грязи она забилась смерзшимся снегом с глиной, и гусеница вышла из зацепления. Ключа, которым ослабляется натяжитель, в машинах не оказалось, тем не менее водители шустренько надели гусеницу обратно с помощью деревянных брусков.
ПРОКАТИ НА ТРАКТОРЕ
В движении "танкетки" дарят забавные ощущения независимости от рельефа и типа грунта. Ехать в них комфортно. Ход мягкий, никакой тряски и близко не наблюдается. Разве что шумоизоляция практически отсутствует. В салоне тепло, а летом вентиляции способствует огромный откидной люк. На месте водителя ощущения необычные, поначалу напрягает отсутствие педали тормоза. Но она и не нужна – тянешь оба рычага на себя и задействуешь ленточные тормоза. А для поворота надо тянуть один из рычагов, расположенных на некотором подобии рулевой колонки. Фрикцион того борта, в сторону которого надо повернуть, отключается, и весь момент начинает идти на противоположный фрикцион. А вдобавок отстающий борт притормаживается еще и ленточным тормозом. Непривычным является и отсутствие инерции, наката. Переключать передачи надо быстро, не теряя хода. Но в целом управлять вездеходами просто и на привыкание требуется совсем немного времени. Кстати, "Ухтыш" и "Узола" сертифицированы как тракторы.
ОТ "УАЗА" ДО "НИССАНА"
Двигатели на "Узоле" и "Ухтыше" могут быть разные. Самые доступные моторы это бензиновые ЗМЗ-409-10 или УМЗ-4218-10. Но мощности и тяговой характеристики последнего маловато для заметно потяжелевшего "козлика". Так что на большинстве ныне выпускаемых экземпляров стоит дизель ЗМЗ-514, избавившийся от проблем с головкой блока, характерных для начала выпуска. Впрочем, технология допускает установку любого легкового мотора. К примеру, заказчики привозили свои двигатели в сборе с трансмиссией, и на настоящий момент несколько машин ездят с "ниссановским" турбодизелем RD28.
В стандарте коробка передач уазовская 4-ступенчатая, состыкованная с его же двухступенчатой раздаточной коробкой. Заводчане одно время ставили 5-сту-пенчатые арзамасские КП, но они зарекомендовали себя отвратительно. Корпус главной передачи от ГАЗ-71, а то, что с ним стыкуется, уже оригинальное. Привод осуществляется через заднюю звездочку, а спереди расположен "ленивец". Передачей момента через короткие карданные валы на бортовые редукторы заведуют многодисковые фрикционы сухого трения. Управление фрикционами пневматическое, и для диагностики системы на переднюю панель выведен манометр.
В производственной линейке завода вездеходных машин есть и снегоболотоход "Кержак": кузов от "ГАЗели", опирающийся на редукторные мосты трактора МТЗ-82 с шинами сверхнизкого давления, обеспечивающими дорожный просвет в 700 мм.
В ПОЛНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
Подвеска у моделей независимая рычажно-торсионная. Дорожный просвет составляет 400 мм. На передних и задних балансирах применены амортизаторы. Опорные катки – по шесть штук с каждого борта – сдвоенные и обрезиненные, а сверху стоят три поддерживающих ролика.
Источник: 4x4.media