Статьи
Все СтатьиВыбирайте направление!
СБХ "Ухтыш" ЗВМ-2410 |
СБХ "Узола" ЗВМ-2411 |
Продукция ООО "Завод вездеходных машин" позволяет не заботиться о наличии дорог.
Для свободного перемещения в условиях абсолютного бездорожья создано немало специальных транспортных средств, благо предпосылок к тому достаточно. Но продукция Завода вездеходных машин по своему уникальна — гусеничные вездеходы особо легкого класса в России больше никто не выпускает. Проникшись гордостью за земляков, рассказываем про завод и его продукцию.
ООО "Завод вездеходных машин" (ООО "ЗВМ") является производителем гусеничных и колесных снегоболотоходов, разработкой которых занимается НИИ транспортных машин и транспортно-технологических комплексов (НИИ ТМ ТТК).
Основой для создания известных по всей стране предприятий послужила лаборатория вездеходных машин НГТУ. С 1962 года лаборатория занимается разработкой вездеходов и различных узлов и агрегатов для техники, в том числе военной. Серьезно? Вполне!
Модельный ряд завода составляют два гусеничных снегоболотохода особо легкого класса — "Ухтыш" и "Узола" и один колесный снегоболотоход — "Кержак" на шинах низкого давления. Каждая из базовых моделей вездеходов имеет несколько модификаций, различающихся исполнением грузопассажирского салона, моделью двигателя и дополнительным и технологическим оборудованием.
Существует еще ряд разработок, ждущих внедрения и испытаний, но сотрудники предприятия пока карт не раскрывают: "Приятнее показать готовый продукт..."
Большая часть работ по изготовлению деталей машин и сборка вездеходов выполняются на собственных опытно-инструментальном и сборочном участках. Вездеходы максимально унифицированы с серийно производимой техникой. Серийные компоненты дешевле, да и с точки зрения ремонтопригодности более выгодны. Те работы, что "не под силу", размещаются на предприятиях Нижнего Новгорода и всей европейской части России.
Заказчики же, напротив, находятся преимущественно на севере и востоке. Это нефтяники, газовики, геологи, охотники — вынужденные "любители" болот, сугробов и прочего непролазного бездорожья. В последнее время вездеходами заинтересовались энергетики и связисты. До мест прокладки ЛЭП и линий связи тоже сложно добраться!
Раньше люди ездили "на танках", не считаясь с расходом топлива и экологией. В наше время приходится считать деньги — вот основная причина устойчивого спроса на продукцию ООО "ЗВМ". Впрочем, объем выпуска 5—10 машин в месяц крупным не назовешь. Такие транспортные средства массовыми быть не могут, но на данный момент предприятие обеспечено заказами до конца года.
Завод вездеходных машин — это прекрасная материально-техническая база для подготовки будущих специалистов. Неслучайно большая часть работников — это бывшие выпускники автомобильного факультета НГТУ.
УХТЫШ
Гусеничный плавающий снегоболотоход ЗВМ-2410 "Ухтыш" выполнен на базе оригинального гусеничного шасси и имеет двухобъемный кузов капотной компоновки с грузопассажирским салоном, унифицированным с автомобилями УАЗ-31512, -31514. Вездеход "Ухтыш" предназначен в основном для перевозки людей, а также небольшого багажа по всем типам слабонесущих грунтов, болотистой местности, снежной целине и на плаву. Салон позволяет с комфортом разместить пять пассажиров (включая водителя) и груз массой до 50 кг. При необходимости задние сиденья вездехода трансформируются, образуя дополнительный объем багажного отделения. Отличительной чертой данной модели являются минимальные габаритные размеры, обеспечивающие не только наилучшую маневренность и обзор с места водителя, но и удобство при транспортировке.
В базовой комплектации вездеход "Ухтыш" оснащен водооткачивающим насосом, кронштейном под лебедку, металлической крышей с люком.
УЗОЛА
Гусеничный плавающий снегоболотоход ЗВМ-2411 "Узола" выполнен на идентичной "Ухтышу" "тележке" и имеет однообъемный кузов с грузопассажирским салоном, унифицированным с автомобилями УАЗ-39094, -2206 и их модификациями.
В зависимости от типа кузова вездеход "Узола" имеет три модификации:
ЗВМ 2411Г — с двухместной кабиной и грузовой платформой
ЗВМ 2411ГП — с пятиместной кабиной и грузовой платформой
ЗВМ 2411П — с цельнометаллическим однообъемным кузовом вагонной компоновки и грузопассажирским салоном общим числом мест от 2 до 7 и общей грузоподъемностью 550 кг
Грузовая платформа вездехода дает возможность размещения различного технологического оборудования по желанию заказчика с возможностью его подключения к валу отбора мощности в раздаточной коробке.
В качестве силового агрегата предлагаются два двигателя: дизельный ЗМЗ-514 мощностью 110 л. с. и бензиновый ЗМЗ-409 мощностью 150 л. с.
Технические характеристики вездеходов "Ухтыш" и "Узола"
ЗВМ-2410 Ухтыш | ЗВМ-2411 Узола | |
---|---|---|
Длина/ширина/высота по багажнику, мм | 4195/2055/2050 | 4195/2055/2155 |
Полная масса/масса снаряженной машины, кг | 3200/2700 | 3250/2700 |
Количество мест, включая водителя | 5 | 5—7 |
База/колея/клиренс, мм | 2500/1655/400 | |
Мощность двигателя, л. с.: | ||
бензинового УМЗ-4218-10/ЗМЗ-409-10 | 84/150 | |
дизельного ЗМЗ-514 | 110 | |
Сцепление | Однодисковое, сухого трения, с гидроприводом | |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая | |
Дополнительная коробка передач | Механическая, 2-ступенчатая | |
Механизм поворота | Бортовой фрикцион сухого трения, многодисковый, с остановочным ленточным тормозом | |
Привод управления бортовыми фрикционами и остановочными тормозами | Пневматический | |
Ведущие колеса | Заднего расположения, со сменными венцами | |
Среднее давление на грунт с полной нагрузкой, кПа (кгс/кв. см) | 16 (0,16) | |
Максимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием (двигатель ЗМЗ-409), км/ч | 60 | |
Скорость движения на плаву, км/ч | 4—5 | |
Емкость бензобаков, л | 2х65 |
Автор: Александр СОРОКИН
Фото: ООО «Завод Вездеходных Машин»